Сиротский контент что это

Сиротский контент что это

24.01.2024 Выкл. Автор madmin

Начнем с начала: полгода назад, в июле 2023 года, сенаторами Валентиной Матвиенко, Лилией Гумеровой, Андреем Клишасом и депутатом Павлом Крашенинниковым был внесен в Госдуму законопроект, касающийся так называемого «сиротского» контента (это могут быть рисунки, фотографии, фильмы, музыка, книги и так далее). «Сиротским» в данном случае называется (термин не юридический) тот контент, правообладателя которого невозможно найти (он неизвестен или не выходит на связь в течение 30 дней).
В частности предложено было уточнить параметры отнесения произведений к категории «сиротского» контента и исключить случаи, когда автор известен, но он заведомо не выйдет на связь. Также в законопроекте нужно указать сроки правовой охраны «сиротских» произведений. Третий пункт изменений – уточнение, что номинальные счета для зачисления гонораров можно открывать исключительно в российских кредитных организациях и на возмездной основе (с оплатой за обслуживание счета).
Предполагается, что в скором времени появится некая уполномоченная организация, которая будет управлять правами на коллективной основе. Также в ее обязанности будет входить проверка того, действительно ли правообладатель контента неизвестен. Параллельно в интернете будут размещаться объявления о розыске правообладателей контента. Если же автор известен, то будет проверяться, обращался ли к нему желающий использовать контент. Если в течение 30 дней хозяин контента не объявится, то его произведение будет внесено в специальный реестр.
И тут возникают вопросы. Что именно потребуется человеку, команде или организации, чтобы доказать свои права на контент? Если патента, лицензионного договора или другого подтверждения нет, то как и кому творцы будут доказывать свое право распоряжаться интеллектуальной собственностью? Как будет регламентироваться взаимодействие авторов с той самой организацией, которая запустит процесс идентификации продуктов и их правообладателей? Будет ли отчуждаться право собственности при передаче «сиротского» контента, если создатель, например, отдает долг Родине или болен? Что делать тем авторам, которые объявятся после того, как истекут 30 дней? Тут явно есть над чем подумать.
Мне кажется, что действительно «ничейного» контента, который был бы качественным и пользовался спросом, не бывает. В создание хорошего продукта, даже если это просто картинка или музыкальный бит, вкладывается немалый ресурс. Да, даже при использовании нейросетей есть человек, который прописывает запросы и отбраковывает неугодный контент. Так что контент не берется из воздуха. Другое дело, что у нас в стране очень много несознательных граждан, желающих уклониться от регламентирования своей деятельности или не знающих, как это сделать правильно. Всё, что касается авторских прав, у нас в стране регулируется весьма относительно и поэтому подобные инициативы могут быть восприняты по-разному.